8(851)4391017
416200, Астраханская область, Енотаевский район, с.Енотаевка, ул.Ленина/Советская, дом 20/82
Пн - ЧТ с 08:00 до 17:12; ПТ с 08:00 до 16:12

Программа развития

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Енотаевский Центр творчества» МО «Енотаевский район»

 

Согласовано:                                                                                              Утверждаю:

Начальник Управления образования                            Директор МБОУ ДО «ЕЦТ»

администрации МО «Енотаевский район»                   МО «Енотаевский район»

____________ С. А. Тунгатаров                                 ________________ И.В. Орешкина

                                                                                         Приказ №___ от ________________

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования «Енотаевский Центр творчества»

муниципального образования «Енотаевский район»

на 2015 – 2020 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

Енотаевка 2015

Содержание Программы развития МБОУ ДО «Енотаевский Центр творчества» МО « Енотаевский район» на 2015 – 2020 годы

 

Паспорт программы

1.Информационная справка об образовательном учреждении.

2. Аналитико – прогностическое обоснование Программы.

2.1 Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды МБОУ ДО «ЕЦТ».

2.2. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внутренней среды МЬОУ ДО «ЕЦТ» МО «Енотаевский район».

2.3.Анализ проблем МБОУ ДО «ЕЦТ» МО «Енотаевский район».

3. Концепция желаемого будущего состояния МБОУ ДО «ЕЦТ» МО «Енотаевский район как системы.

4. Механизм реализации Программы.

5.Стратегический план реализации Программы.

6. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и целевые индикаторы, показатели её эффективности.

6.1 Ожидаемые конечные результаты реализации Программы.

6.2. Система целевых индикаторов и показателей, характеризующих ход реализации Программы развития.

7. Обоснование ресурсного обеспечения Программы.

8.Информационно – аналитическое сопровождение Программы.

8.1 Управление Программой и контроль за ходом её реализации.

8.2 Сбор информации для анализа результатов деятельности МБОУ ДО «ЕЦТ».

8.3 Прогнозируемые риски, возможные способы предупреждения и компенсации их негативных последствий при реализации Программы развития.

 

 

Разработчик программы

Коллектив МБОУ ДО «Енотаевский Центр творчества» МО «Енотаевский район»

Правовое обоснование Программы

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Конвенция о правах ребёнка;

- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;

- Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. №100 «ОБ утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- поручение Президента Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № Пр-271 «Национальная образовательная инициатива «Наша новая инициатива «Наша школа»;

- Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников;

- Санитарно – эпидемологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования;

- Устав МБОУ ДО «Енотаевский Центр творчества» МО «Енотаевский район».

Цели и задачи Программы

Цель -обеспечение соответствия качества образовательного процесса в Центре изменяющимся запросам общества и государства.

Задачи:

  1. Обеспечение гарантий доступности дополнительного образования.
  2. Создание условий для повышения качества дополнительного образования.
  3. Реализация воспитательной системы способствующей формированию свободной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности.
  4. Развитие детского самоуправления и социально значимых инициатив обучающихся.
  5. Совершенствование ресурсного потенциала Центра.

Участники программы

Коллектив МБОУ ДО «Енотаевский Центр творчества» МО «Енотаевский район».

Сроки и этапы реализации Программы

1 этап - Организационно- подготовительный (2015 год) – комплексный анализ и выявление перспективных направлений развития Центра и моделирование ее нового качественного состояния в условиях инновационного развития.

2 этап - Внедренческий этап (2015 – 2018 гг.) – переход образовательного учреждения в новое качественное состояние в следующих направлениях:

- обеспечение гарантий доступности дополнительного образования;

- создание условий для повышения качества дополнительного образования;

- реализация воспитательной системы, способствующей формированию свободной, физически здоровой, духовной богатой, нравственной личности;

 

- развитие детского самоуправления и социально-значимых инициатив обучающихся;

- совершенствование ресурсного потенциала Центра детского творчества.

 

3этап - Контрольно-аналитический этап (2019 - 2020 гг.) - анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития

 

Объём и источники финансирования Программы

Выполнение Программы обеспечивается за счёт бюджета МО «Енотаевский район»

 

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы развития призвана способствовать:

 

- позитивным изменениям,направленным на обеспечение доступности,равных возможностей в получении дополнительногообразования;

-повышению качества дополнительного образования;

 

- расширению возможностей для творческого развития личности ребенка;

 

- личностному росту обучающихся и педагогов, закрепленному в их творческих достижениях;

 

- увеличение доли одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности, которым оказана помощь иподдержка со стороны Центра

 - повышению эффективности системы управления в Центре;

- улучшению качественного состава кадров Центра детского творчества;

 

- увеличению количества социальных партнеров, участвующих в образовательном процессе Центра детского творчества;

 

- формированию привлекательного имиджа Центра детского творчества;

 

- положительной динамике роста вовлеченных детей и подростков в творческую деятельность;

 

- улучшению условий труда и жизнедеятельности участников образовательного процесса Центра детского творчества

Основные направления Программы

1.Создание условий для повышения качества дополнительногообразования в ОУ,т.е. качество дополнительных образовательных программ,уровня их реализации;качество результата,качество образовательного взаимодействия педагогов дополнительного образования и обучающихся; характер общения и отношений; профессиональное мастерство и внимание создают авторитет системы дополнительного образования ОУ в социуме, вызывают у ребенка желание получать дополнительное образование, а у родителей поддерживать его деятельность – 2015-2020 гг.

 

2.Разработка и реализация программ дополнительного образования нового поколения, отвечающих запросам различных категорий детей и их родителей (с 2015 по 2020 гг.)

 

3. Развитие детских творческих объединений. К 2020 году – привлечение и сохранение контингента воспитанников, а значит и увеличение (количественный показатель) творческих объединений различных направленностей.

 

4.Совершенствование ресурсного потенциала. Развитие системы дополнительного образования детей зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, научного, программно - методического, материально-технического характера.

 

5. Управление устойчивым развитием системы дополнительного образования. Устойчивое развитие основано на идеях долгосрочной перспективы, взаимосвязанности, политики в сфере дополнительного образования. Управление призвано обеспечить устойчивость в процессе изменений, предложить и конструктивно обосновать последствия формирования той или иной политики. Необходимо разработать модель устойчивого функционирования системы дополнительного образования через: предоставление условий, предвидение или прогнозирования, исполнение, изменение, саморегуляцию.

Программа развития МБОУ ДО «Енотаевский Центр творчества» МО «Енотаевский район» (далее Центр) на 2015 - 2020 годы является управленческим документом по обеспечению условий для реализации прав граждан на качественное образование в соответствии с законодательством РФ в условиях комплексной модернизации образования в России.

Программа развития:

 

-     определяет ценностно-смысловые,целевые,содержательные и резуль-тативные приоритеты развития образовательного учреждения, задает основные направления развития, способы и механизмы изменений.

 

-     строится на необходимости консолидированного участия в решениизадач развития образовательных учреждений всех заинтересованных в этом сельчан, государственных и муниципальных органов исполнительной власти, организаций и предприятий села, независимо от типа, вида, формы собственности и статуса.

 

В программе развития отражены приоритеты региональной образовательной политики, что учтено при проектировании содержания программы через:

- соблюдение принципов гуманизации и индивидуализации образования;

- учёт потребностей государственных и общественных организаций, культурных, образовательных учреждений района в развитии человеческих ресурсов;

- учёт ожиданий различных социальных групп населения Енотаевского района;

- создание условий, стимулирующих рост личностных достижений учащихся.

         Разработка Программы развития проводилась с учётом анализа имеющихся условий и ресурсов Центра. При подготовке настоящей программы также учитывались ключевые положения реализуемой Программы развития. Реализация запланированных проектов Программы развития осуществляется с учётом понимания безусловной необходимости сохранения здоровья обучающихся.

         В ходе разработки и реализации Программы развития педагогический коллектив руководствуется:

- идеями теории «ответственной и открытой образовательной системы», что предусматривает максимально широкий спектр коммуникации учреждения дополнительного образования с родительской общественностью и местным сообществом, открытость для инициатив извне:

- идеями концепции реалистического воспитания обучающихся, что предусматривает построение образовательно – воспитательного процесса, в первую очередь, адекватного интересам и потребностям обучающихся и их родителей;

- положениями современных теорий менеджмента, основанными на личностно- ориентированных моделях управления персоналом.

         Программа развития представляет собой нормативно – организационную основу, которая определяет стратегию совершенствования деятельности учреждения в соответствии с развитием системы образования Енотаевского района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Общие сведения о МБОУ ДО «Енотаевский Центр творчества»

МО «Енотаевский район».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Енотаевский Центр творчества» МО « Енотаевский район» располагается по адресу: Астраханская область, Енотаевский район, село Енотаевка, улица Ленина/Советская, дом 20/82.

Телефон: 91-0-17

Адрес электронной почты: 91-0-17@mail.ru

Адрес сайта: endetcentr.umi.ru

 Реквизиты действующей лицензии серия 30Л01 Регистрационный номер 834-Б/С от14 июня 2012 г.

Реквизиты свидетельства о государственной аккредитации серия ДД 008813 Регистрационный номер №1624 от 31 мая 2010 года.

 

Устав: новая редакция Постановление администрации МО «Енотаевский район» №511 от 15.07.2015г.

Изменения в Устав Постановление администрации МО «Енотаевский район» №677 от 13.10.15 г.

Миссия и политика МБОУ ДО «Енотаевский Центр творчества» МО «Енотаевский район»

Миссия МБОУ ДО «Енотаевский Центр творчества» МО «Енотаевский район» - создание условий общего развития детей независимо от первоначального уровня их способностей, формирование у них потребности в саморазвитии, выявление талантов и развитие творческих способностей и дарований, оказание помощи в личностном и профессиональном самоопределении.

Политика: МБОУ ДО «Енотаевский Центр творчества» МО «Енотаевский район» открыт для всех и каждого, кто хочет стать уверенным в своих силах, самодостаточным и конкурентно способным в рыночных условиях.

Характеристика ресурсов и направление деятельности МБОУ ДО «Енотаевский Центр творчества» МО «Енотаевский район»

Учебно – воспитательный процесс в Центре обеспечивается педагогическим коллективом в составе 15 человек, среди которых высшее образование имеют 10 человек, среднее – специальное 5 человек.

В педагогическом коллективе Центра трудятся штатные сотрудники и совместители: 15 человек –3 штатных работников, что составляет 20%, 14 человек – совместители – 80%.

Реализация учебного плана включает в себя 4 основных направления:

Художественно–эстетическое: «Учимся  танцевать», «Необычные поделки», «Учись  и твори», «Планета детства», «Созвездие», «Юный артист», «Веселый Буратино», «Акварелька», «Теремок», «В гостях у сказки», «Маленькая  страна».

Эколого–биологическое:«Юные Туристята», «Юный  эколог»

Социально-педагогическое: «Свеча  вдохновения», «Школа дошколят»

Научно-техническое:«Юный  автомобилист», «Юный  судомоделист»

         Каждый ребёнок имеет право заниматься в нескольких объединениях, меняя их. Численный состав учебных групп определяется СанПином и образовательной программой педагога. Обучение осуществляется как в одновозрастных, так и разновозрастных объединениях.

Недельная нагрузка у дошкольников составляет 4 часа в неделю, по 1 часу 4 раза в неделю, у школьников 4 часа в неделю, по 2 часа два раза в неделю. Программами определены формы занятий: учебные и практические занятия, индивидуально – творческая работа, коллективно – творческая работа, экскурсии.

В соответствии с установленными санитарными нормами и правилами для учреждений дополнительного образования детей, продолжительность групповых занятий детей дошкольного возраста 15-30 мин., школьников – 45 мин., перерыв между занятиями не менее 10 минут.

МБОУ ДО «ЕЦДТ» работает в режиме пятидневной недели. Учебный год начинается с 15 сентября, заканчивается 15 мая. Продолжительность учебного года 34 недели. С 15 мая по 31 августа Учреждение переходит на летний режим работы.

 

  1. АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОГРАММЫ

1.1  Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды МБОУ ДО «Енотаевский Центр творчества»

За период реализации предыдущей Программы развития Центра произошли существенные изменения в обществе, государстве, которые в совокупности являются факторами влияния на все социальные системы и на образование в частности. Без учёта этих векторов изменений затруднительно дать реалистическое определение ситуации для определения основы следующего этапа развития.

Факторы внешней среды:

  1. Экономические факторы:

- работа по дополнительным общеразвивающим программам подразумевает бесплатное обучение. Следовательно, учреждению необходимо закупать оборудование и материалы для деятельности кружковых объединений. Предлагать обучающимся перечень необходимых материалов сложно, так как Центр посещают дети из малообеспеченных семей и большое количество из неполных семей.

социальный паспорт по состоянию на начало 15 – 16 учебного года.

Социальный состав обучающихся на 15.09.2015г.

 

Категории

Количество человек

% от общего кол.

Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

-

-

Неполные семьи

30

12%

Многодетные семьи

41

16,3%

Малообеспеченные семьи

50

20%

Опекаемые дети

-

-

Дети - инвалиды

2

0,8%

Дети с ограниченными возможностями

14

5,6%

Дети группы риска

3

1,2%

Социальное положение родителей на 15.10.2015г.

Категории

Количество человек

% от общего количества

Служащие

133

45,7

Предприниматели

13

4,5

Рабочие

86

29,5

Безработные

59

20,3

         При проведении обследования социального положения родителей  учитывался один из родителей. Хочется отметить, что 79,7% родителей имеют работу, 20,3%  - безработные.

2.Политические факторы:

- деятельность Центра непосредственно зависит от нормативных документов местных органов, властей региона и федерального правительства.

3. Рыночные факторы: спрос на обучения в Центре в значительной степени зависит от демографических условий. Известно, что среди желающих обучаться по программам Центра – это дети в возрасте  от 4 до 18 лет. Следовательно, если население «молодеет», то спрос на услуги будет расти, если «стареет» - падать. Весьма стабильным для Центра является показатель социального состава обучающихся, что позволяет планировать работу и прогнозировать результаты.

4. Технологические факторы. Центр не занимается производственной деятельностью, а является образовательным учреждением. Из опыта работы, можно сказать что, долгосрочные дополнительные программы отрицательно влияют на количественный состав обучающихся. Так, обучение сначала теоретической части, потом практической, может не дать видимого результата, и потеряется интерес к творческому объединению в связи с тем, что обучающиеся изучая теорию, не будут применять это на практике. И вторым показателем данного фактора являются изменения информационного пространства, возросло количество семей, получивших доступ к интернету. Чтобы информационные возможности педагога дополнительного образования не отставали от информационной культуры школьников, и снизить риски образовательной привлекательности Центра, необходим стабильный показатель уровня успешности и качества обученности обучающихся.

5. Факторы конкуренции. Важнейшими конкурентами Центра являются другие кружковые объединения, находящиеся в образовательных учреждениях различного типа (ДЮШС, ДШИ №13, МКУК «РЦКК» «Село Енотаевка»)

6. Факторы социального поведения. Современное общество меняется, а вместе с ним изменяются нравы. Поэтому факт привлечения взрослого населения на кружковые объединения играет положительную роль.

После анализа внешней среды необходимо определить, обладает ли Центр внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявить слабые внутренние стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями.

2.2 Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внутренней среды МБОУ ДО «Енотаевский Центр творчества» МО «Енотаевский район».

         Внутренняя среда Центра – это та часть общей среды, которая находится в пределах учреждения. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование учреждения.

         Внутренняя среда Центра характеризуется следующими моментами:

  1. Кадры. Творческий коллектив Центра составляют педагоги дополнительного образования, участвующие в её деятельности на основе трудовых договоров. Порядок комплектования работников Центра и условия оплаты их труда определяются Договором. Приём на работу сотрудников осуществляется директором на условиях трудового договора. Педагогический коллектив МБОУ ДО «Енотаевский Центр творчества» создаёт необходимые условия для получения качественного дополнительного образования обучающихся.
  2. Организация общего управления. В Центре существует административный стиль управления, где чётко определены права и обязанности для каждой штатной единицы. Непосредственное управление осуществляет директор в соответствии с законодательством РФ.
  3. Финансы и учёт. Финансовые ресурсы расходуются на заработную плату, налоги, хозяйственную деятельность, ремонт, развитие творческих объединений.

2.3.Анализ проблем МБОУ ДО «Енотаевский Центр творчества» МО «Енотаевский район» и их причины.

Анализ состояния организации учебно-воспитательного процесса Центра, показывает что, несмотря на внедрения элементов передовых педагогических технологий, ориентированных на развитие личности обучающегося, дифференциацию и индивидуализацию обучения, последовательною информатизацию образовательного процесса; налаживание действенной связи с родителями и общественностью педагогический коллектив не полностью перешёл в режим инновационной деятельности в свете новых концептуальных положений. Анализ деятельности Центра позволил увидеть различные тенденции, разнонаправленные процессы.

Позитивные и негативные тенденции в деятельности учреждения

показатели

Позитивный компонент

Негативный компонент

Кадровый потенциал

Структура Центра на специализированном разделении труда. Она закреплена за педагогами согласно разнообразия творческих объединений, то есть за теми, кто способен выполнить её лучше с точки зрения организации как единого целого. Педагогический состав имеет большой опыт работы. Нет утечки сотрудников. Вест штат работает долгие годы.

Медленное воспроизводство педагогических и руководящих кадров; уровень заработной платы ниже средней по экономике региона; разрастание феномена профессионального выгорания; незащищённость педагога перед родителями, обучающимися и другими внешними субъектами отношений.

инфраструктура

Наличие у Центра собственного здания. Эстетичность созданной внутренней среды. Выполнение текущего косметического ремонта части помещений.

Значительный износ материально - технической базы Центра. Недостатки в рекламной политике.

Экономико-правовая среда

Развитая информационная среда в Центре, в том числе, с использованием электронных ресурсов и интернет технологий, достаточная для деятельности учреждения в современных экономических условиях.

Наличие противоречий в нормативно – правовой базе на федеральном и региональном уровне, регламентирующей деятельность учреждения дополнительного образования. Финансовые затруднения

Родители

общество

Активное сотрудничество педагогов и родителей. Приверженность большинства родителей к ценностям образования. Относительно высокий образовательный и культурный уровень родителей.

Недостаточная ответственность родителей за воспитание и образование детей. Низкая психолого - педагогическая компетентность родителей, преобладающая мораль ответственности образовательного учреждения за детей и их образование.

Ценностные установки детей

Потенциально высокий уровень образования и культуры учащихся. Ценностный рост образования; убеждённость в зависимости жизненного успеха от собственных способностей и усилий; признание личностных, профессиональных качеств человека, основой карьерного успеха; формирование «модной» тенденции на здоровый образ жизни; акцент на формирование критического мышления и коммуникативных компетенций, на индивидуализацию в образовании.

Значительный приоритет эгоистически потребительских установок. Низкий уровень физического, психосоциального, волевого развития детей. Отсутствие должной инициативности, трудолюбия, уважительного отношения к чужой собственности, ответственности за свои действия.

Отношение к дополнительному образованию

Востребованность дополнительного образования, особенно художественной направленности. Наличие организационно-правовых возможностей развития дополнительного образования в школе. Хорошая репутация Центра.

Приоритет значимости базового образования, у некоторых обучающихся отношение к дополнительному образованию как к развлечению.

Социально-культурная среда.

Наличие практики эффективного социального партнерства. Успешный опыт участия в районных, социокультурных проектах. Активное ведение программ художественной направленности.

Первостепенной целью Центра является предоставление дополнительного образования детям.

Возможности Центра:

1. Открытие новых кружковых объединений, учитывая запросы социума.

2. Приобретение компьютеров в кабинеты кружковых объединений для педагогов дополнительного образования, что улучшит подготовку к занятиям и новым тенденциям.

3. Возможность перейти в группу с лучшей стратегией. Центр предоставляет услуги только по обучению в рамках дополнительных общеразвивающих программ.

4. Разработка новых социально-значимых для детей села Енотаевки проектов.

 

 

Угрозы ЦДТ:

1.Открытие новых кружковых объединений в шаговой доступности от Центра.

2.Изменение потребностей детей.

3.Неблагоприятные демографические изменения.

4.Увеличение цен на товары необходимые для кружка.

 

 

Для решения, выявленных проблем существует необходимость разработки концептуальных оснований будущего состояния МБОУ ДО «Енотаевский Центр творчества» МО «Енотаевский район».

 

3.КОНЦЕПЦИЯ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ МБОУ ДО «ЕНОТАЕВСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА» МО «ЕЕОТАЕВСКИЙ РАЙОН»

Система дополнительного образования детей как многоуровневый социально-педагогический и образовательный институт функционирует на основе социального заказа общества, оказывает широкий спектр образовательных услуг для детей, удовлетворяя постоянно растущие индивидуальные образовательные потребности личности, обеспечивает эффективное формирование самодостаточности и конкурентоспособности воспитанника, проявляющего творческую инициативу, способность к самостоятельному поиску новых способов действий, стремление к самореализации и самовыражению.

 

Безусловно, в процессе модернизации образования необходим принципиально новый подход к организации воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования. История и опыт развития образования нашей страны и за рубежом показывают целесообразность гуманной системы воспитания. Именно она способна воспитать свободного человека. Практика доказывает жизнеспособность таких воспитательных систем, в основу которых положены идеи гуманной творческой педагогики как современной идеологии воспитания.

Исходя из данных выводов Концепция воспитания в системе образования МБОУ ДО «Енотаевский Центр творчества» (далее – Концепция) определяется как совокупность идей и принципов гуманистической педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в педагогическом процессе.

Одним из существенных и исходных моментов разработки данной Концепции явилось осмысление педагогическим коллективом ЦДТ реального состояния воспитательных проблем, возникающих в изменяющихся социально-экономических условиях, а также анализ того, что происходит с воспитуемыми ипедагогами в этих условиях, какие новые потребности действуют в современном воспитании.

Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании», Федеральным законом РФ «О дополнительном образовании», нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Астраханской области и Енотаевского района.

                 В Концепции учтены положения Национальной доктрины образования РФ до 2025 года, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, Федеральной целевой программы развития образования, на 2011-2015 годы.

Основные аспекты государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», Концепции духовно-нравственного -воспитания российских школьников позволили выделить ключевые задачи воспитания подрастающего поколения с учетом особенностей системы дополнительного образования и региональной составляющей.

Данная Концепция выступает условием перехода учреждения дополнительного образования на новый качественный уровень организации, а на ряду с вступившим Законом об образовании дает возможность в рамках дополнительного образования реализовать дополнительные общеразвивающие программы как для детей так и для взрослых.

Методологической основой реализации Концепции являются следующие научные подходы и принципы:

-                 Гуманистический подход –заключается в безусловном принятии обучающегося, выражающийся в эмпатическом отношении и эмоциональной поддержке воспитанников.

-                 Личностно-ориентированный подход -позволяет посредством опоры насистему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности воспитуемого, развития его неповторимой индивидуальности.

-                 Деятельностный подход в воспитании исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью, которая непосредственно и опосредованно осуществляет изменения в структурах личности; личность в свою очередь осуществляет выбор адекватных ей видов и форм деятельности, удовлетворяющих потребностям личностного развития.

-                 Системный подход - предполагает выделение структурных компонентов,их функций, установление функционально-иерархических связей, определение системообразующего фактора, анализ внешних связей.

-                 Комплексный подход - обеспечивает единство и целостность воспитания,отражает главные, сущностные стороны воспитательного процесса, обуславливающего конечный результат - всесторонне гармоническое развитие личности.

-                 Синергетический подход позволяет рассматривать воспитание как процесс, в значительной степени самоорганизующийся, не основанный на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающий неоднозначно; процесс, обусловленный множеством внутренних и внешних влияний: закономерных и случайных, предсказуемых и стихийных, упорядоченных и хаотичных.

-                 Средовой подход ориентирует педагогов дополнительного образования нарассмотрение процесса развития личности в зависимости от условий и характеристик окружающей среды.

 

Основные принципы:

открытость процесса образования,обращенного к достижениям мировойи отечественной науки и культуры;

 

вариативность,обеспечивающая свободу выбора индивидуального«маршрута» образования, предполагающая разработку различных вариантов образовательных программ, образовательных модулей, дифференцированных по содержанию в зависимости от возраста, уровня развития, индивидуальных особенностей и интересов детей;

 

ранняя профессиональная ориентация и ее реализация на различныхступенях дополнительного образования, что позволит ускорить процесс социальной адаптации детей и подростков;

 

инновационность образовательного процесса,гибкая,оперативнаяадаптация его к современным научным достижениям, новым педагогическим и информационным технологиям;

 

партнерство как«субъект-субъектные»отношения между участникамиобразовательного процесса ЦДТ и окружающего сообщества.

 

Образовательный процесс начинается с самостоятельного и свободного выбора вида деятельности.

 

 В качестве основных условий реализации Концепции выступают:

 

- актуализация социальной значимости и перспективности воспитания подрастающего поколения;

 

- концентрация интеллектуальных, организационно-педагогических, кадровых, экономических, методических и других ресурсов на реализации задач воспитания;

 

создание открытого информационного, образовательного, деятельностного, коммуникативного, социального и личностного пространства, воспитывающей среды для формирования у учащихся потребности быть самостоятельной и ответственной личностью;

 

создание организационных условий повышения социальной компетентности и ответственности воспитанников за свою духовную, интеллектуальную, нравственную жизнь, за свое здоровье и благополучие;

 

воспитание молодого поколения на общечеловеческих, культурных и

национальных ценностях;

 

создание социально-педагогических условий, способствующих

формированию позитивного отношения детей к окружающему миру, обществу, природе, социуму.

 

создание условий для профессиональной ориентации и самореализации личности, формирование потребности к самообразованию на протяжении всей жизни и т.д.

 

Для реализации концепции желаемого будущего состояния Центра определены цель и задачи:

Цель -обеспечение соответствия качества образовательного процесса в Центредетского творчества изменяющимся запросам общества и государства.

 

Задачи:

1. Обеспечение гарантий доступности дополнительного образования детей.

2.Создание условий для повышения качества дополнительного образования детей.

 

3.Реализация воспитательной системы, способствующей формированию свободной, физически здоровой, духовной богатой, нравственной личности.

 

4.Развитие детского самоуправления и социально-значимых инициатив обучающихся.

 

5.Совершенствование ресурсного потенциала Центра.

 

Модель будущего состояния:

 

Настоящая программа развития предполагает, что в условиях развития Центра детского творчества по расширенному сценарию, его состояние к 2020 году будет характеризоваться следующим образом:

-обучающимся предоставляется качественное дополнительное образование, способствующее успешному освоению ими государственных стандартов второго поколения;

 

- существует система воспитания обучающихся, соответствующая потребностям времени;

 

- деятельность в детских коллективах не наносит ущерба здоровью обучающихся, в ней они чувствуют себя безопасно и защищены от негативных влияний внешней среды;

 

- педагоги высокопрофессиональны, применяют в своей практике инновационные технологии обучения;

 

- имеется эффективная, компьютеризированная система управления, обеспечивающая не только успешное функционирование, но и развитие образовательной системы; используются механизмы государственно-общественного управления образовательным учреждением;

 

- имеется современная материально-техническая база и пространственно-предметная среда, обладающая необходимым количеством ресурсов для реализации планов развития;

 

- имеются широкие партнерские связи с культурными образовательными организациями, учреждениями;

 

- образовательные услуги востребованы; потребители удовлетворены дополнительными образовательными услугами, что обеспечивает высокий статус на рынке образовательных услуг.

 

Разработка Программы развития осуществлена, исходя из понимания того, что развитие носит вероятностный характер, так как этот процесс обусловлен многообразием внутренних и внешних факторов, влияющих на него на протяжении всего временного периода реализации Программы.

 

Центр, реализуя Программу развития, обозначает высшей ценностью – заботу о детях и определяет приоритетным направлением в своей работе создание таких образовательных программ и условий среды, которые могли бы обеспечить:

-                 доступность и качество образования;

-                 улучшение условий обучения учащихся;

-                 сохранение здоровья учащихся;

-                 совершенствование профессионализма всех категорий педагогических работников;

-                 сохранение и расширение ресурсной базы для оказания образовательных услуг за счет диверсификации источников и механизмов финансирования;

 

             укрепление государственно-общественного характера управления.

 

Особенности воспитательной системы

МБОУ ДО «Енотаевский Центр творчества»

Цель и основные задачи воспитательной системы:создание в системе дополнительного образования оптимальных условий для становления, развития, самореализации и социализации учащихся, способных к интеллектуальному и социальному творчеству.

 

Задачи:

 

  1. Создание и развитие воспитательной системы, способствующей формированию свободной, физически здоровой, духовной богатой, нравственной личности.

 

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, интеллигентности, уважения к правам и свободам человека, к государственным символам, национальным традициям.

 

  1. Формирование гуманистического мировоззрения, ответственности перед собой и обществом, будущими поколениями за результаты своей деятельности в социальной, природной и культурной среде.

 

  1. Максимальное развитие в условиях УДО познавательных интересов учащихся, их творческих способностей, общеучебных умений, навыков самопознания и самообразования, способствующих дальнейшему развитию и самореализации и социализации личности.

 

Основные методы воспитания

 

Для решения педагогических задач и достижения цели воспитания в процессе взаимодействия детей с педагогом и миром в Центре используются определённые методы воспитания.

 

Функциональная характеристика методов воспитания

назначение

Становление, развитие, самореализация и социализация учащихся

Функции метода

Формирование убеждений, понятий суждений, предъявление ребёнку мира через:

1.Показ, пример, наглядно-практические формы.

2.сообщене, лекция, беседа, дискуссия, диспут, разъяснение, внушение - словесные формы.

Формирование опыта поведения, организациядеятельности через:

1.упражнения, приучение, поручение, игру, воспитывающие ситуации – наглядные практические формы.

2.требование, приказ, совет, рекомендация, просьба – словесные формы.

Формирование оценки и самооценки, стимулирование через:

1.поощрение и наказание – практические и словесные формы

2.соревнование, субъективно – прагматические формы.

 

сущность

Духовная деятельность по осмыслению жизни, формирование нравственной позиции субъекта, мировоззрения

Проживание социально – ценностных отношений, предметная деятельность и общение. Приобретение навыков и привычек.

Развитие мотиваций, осознанных побуждений стимулирования, анализа, оценки и коррекции жизнедеятельности

Некоторые приёмы воспитания

Убеждение на собственном опыте, «непрерывная эстафета мнений», импровизация на свободную тему или заданною тему, столкновение противоречивых суждений, товарищеский спор, использование метафор, притч, сказок, увлечение творческим поиском добрым делом и т.д.

Организация групповой деятельности, товарищеское поручение, творческая игра, косвенное требование: совет, просьба, выражение доверия, коллективное творческое дело.

Творческое соревнование, конкурс, товарищеское побуждение, напоминание, контроль, осуждение, похвала, награда, наказание по логике естественных последствий, предоставление почётных прав, подражение чему – либо стоящему.

 

Интеллектуальное и социальное творчество воспитанников

 

Критерии и показатели воспитательной системы

Исходя из модели выпускника, нами была разработана критериальная база эффективности воспитательной системы.

 

Критерии

Показатели

Методика изучения

1.Гармоничность развития личности

- любознательность

- трудолюбие

- бережное отношение к природе

- «прекрасное» в жизни

- отношение к себе, к здоровью

Методика определения уровня воспитанности Н.П.Капустина (1-4 класс)

2.Сформированность ценностного потенциала личности

- восприятие человеческой жизни как главной ценности;

- уважение и защита прав человека и его основных свобод;

- признание свободы мысли, совести;

- осмысление понятий: честь, совесть, долг, ответственность, гордость, гражданственность, Отечество;

- социальная активность;

- стремление к здоровому образу жизни

«Золотая рыбка» М. Рокич, «Цветик-семицветик» И.М. Витковская.

3.Сформированность коммуникативного потенциала личности

- умение устанавливать коммуникативные отношения с другими людьми, не основанные на подавлении;

- умение решать конфликты ненасильственным путём;

- умение самостоятельно принимать решения и осознавать меру ответственности за них;

- умение использовать механизмы защиты прав человека

Педагогическое наблюдение

4.Сформированность творческого потенциала личности

- творческая активность на оптимальном для каждого обучающегося уровне;

- творческое мышление, креативность;

-способность к самоопределению и самореализации;

- разносторонние интересы.

Педагогическое наблюдение

5.Удовлетворённость обучающихся жизнедеятельностью Центра.

- комфортность ребёнка в Центре;

 -эмоционально – психологическое положение обучающегося в коллективе

Психологическая атмосфера в коллективе

6.Профессионализм педагогического коллектива

- стиль общения педагогов о обучающихся;

- уровень профессионализма педагогов.

Методика «Стиль общения учителей с воспитанниками» Ю.А. Конаржевский

 

 

 

 

 

  1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для достижения поставленных цели и задач определены проблемные поля, выбраны механизмы их решения и выявлены показатели результативности.

Проблемное поле

Ожидаемый результат

Механизмы решения задач

Показатели результативности

Обеспечение гарантий доступности дополнительного образования детей

Создание условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей

Доступность дополнительного образования для всех категорий детей

- выявление наиболее типичных проблем доступности дополнительного образования;

- привлечение внимания общественности, средств массовой информации к проблемам доступности дополнительного образования;

- выработка рекомендаций по разрешению проблем доступности дополнительного образования;

- разработка и реализация системы мер по обеспечению содержательной доступности дополнительного образования для всех категорий;

- создание условий для свободного выбора каждым ребёнком направления и вида деятельности, профиля программы и время её освоения, педагога;

- расширение спектра бесплатных занятий различными видами деятельности.

- доля обучающихся, охваченных образованием в Центре;

- соотношение выявленных и решённых проблем доступности дополнительного образования детей;

- доля детей социально – незащищённых групп населения включённых в систему дополнительного образования;

- доля социальных партнёров по решению проблем доступности дополнительного образования детей.

Развитие многовариатной сети дополнительного образования

Оптимальная сеть дополнительного образования

- развитие дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений;

- организация взаимодействия учреждения дополнительного образования со школами, учреждениями культуры;

- создание активной модели мониторинга развития дополнительного образования детей, развитие его информационно - статистческой базы на основе внедрения современных технологий

- доля общеобразовательных учреждений, на базе которых открыты творческие объединения, занимающихся дополнительным образованием, доля учреждений, которые включены в партнёрское взаимодействие с Центром.

Разработка и реализация программ дополнительного образования нового поколения, отвечающих запросам различных категорий детей и их родителей

Востребованность населением реализуемых программ дополнительного образования детей и удовлетворённость их спектром

- изучение интересов и потребностей в дополнительном образовании детей;

- выявление социального заказа общества, родителей, детей к характеру и качеству образовательных услуг;

- расширение спектра программ практической направленности и обеспечивающих успех в деловой жизни для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся;

- расширение возможностей получения дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- создание условий для вовлечения в систему дополнительного образования детей и подростков, относящихся к числу социально неблагополучных, детей «группы риска».

- наличие системы выявления запроса населения на услуги в системе дополнительного образования;

- доля (количество) детей с ограниченными возможностями здоровья, включёнными в систему дополнительного образования;

- доля (охват) детей и подростков относящихся к числу социально неблагополучных, детей «группы риска», занимающихся в системе дополнительного образования

Создание условий для повышения качества дополнительного образования

Обновление образовательного процесса

Новое качество образовательного процесса

- активное освоение и использование инновационных педагогических идей для совершенствования содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей с учётом их возраста, особенностей социокультурного окружения;

- интеграция основного и дополнительного образования детей;

- использование разнообразных форм организации деятельности детей в Центре;

- разработка новой системы оценки качества образования (аттестации) в системе дополнительного образования на основе компетентностного подхода;

 

- доля педагогов дополнительного образования, работающих в соответствии с современными требованиями;

- наличие новой системы оценки качества дополнительного образования на основе компетентностного подхода;

- динамика количества педагогов дополнительного образования, прошедших повышение квалификации по проблемам современной организации образовательного процесса;

- доля педагогов дополнительного образования, использующих новые образовательные технологии

Совершенствование информационного сопровождения образовательного процесса

система информационного сопровождения образовательного процесса

- создание системы информирования населения о возможностях их участия в освоении программ дополнительного образования детей;

- совершенствование информационной инфраструктуры дополнительного образования, позволяющей достигать новое качество образования;

- создание и обеспечение работы сайта Центра

- количество компьютеров для работы педагогов дополнительного образования;

- количество компьютеров для учащихся;

- количество педагогов дополнительного образования, использующих информационные технологии;

- наличие электронных учебно – методических разработок;

- наличие действующего сайта.

Усиление государственного и общественного контроля за качеством дополнительного образования детей

Система мониторинга качества дополнительного образования детей

- разработка методики организации мониторинга качества дополнительного образования детей;

- разработка показателей оценки достижений обучающихся по разным направлениям дополнительного образования;

- мониторинг деятельности педагогов дополнительного образования;

-включение родителей, общественности в систему мониторинга.

- наличие методики организации мониторинга качества дополнительного образования детей;

- доля обучающихся имеющих портфолио;

 

Реализация воспитательной системы, способствующей формированию свободной, физически здоровой, духовно – богатой, нравственной личности

Создание и внедрение модели воспитательной системы Центра

Модель воспитательной системы Центра

- внедрение модели воспитательной системы Центра, раскрывающей сущность управления воспитательным процессом, основные стратегии, направления, методы воспитания и критерии эффективности воспитательной системы

Наличие модели воспитательной системы Центра

Реализация приоритетных программ и проектов в области воспитания

Выпускник Центра – гармоничная личность, обладающая ценностным, коммуникативным, творческим потенциалом, способная к интеллектуальному и социальному творчеству

- разработка плана работы на 2017-2018 учебный год «Воспитание культуры здоровья и безопасного образа жизни детей и подростков в процессе сетевого взаимодействия образовательных и социокультурных учреждений»

- наличие утверждённых общеобразовательных программ и планов их реализации;

- количество педагогов дополнительного образования, участвующих в реализации воспитательных программ;

- доля обучающихся, охваченных воспитательными программами и проектами.

Укрепление партнёрства семьи и Центра в воспитании детей

Партнёрские взаимоотношения с семьями обучающихся

Применение разнообразных форм взаимодействия с семьями:

- дни открытых дверей;

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации;

- анкетирование родителей;

-  открытые занятия;

- творческие мастерские;

-  праздничные программы;

- вечер отдыха;

- конкурсы;

-  мастер – классы;

- концерты;

- спортивно – игровые программы и др.

- доля семей вовлечённых в учебно – воспитательный процесс;

Количество родителей участвующих в мероприятиях.

Развитие инновационной воспитательной деятельности в системе дополнительного образования детей

Удовлетворённость жителей села дополнительным образованием

- организация и проведение конкурсов инновационных разработок в области воспитания детей в системе дополнительного образования;

- внедрение в практику современных научных разработок, рекомендаций специалистов отечественного и мирового опыта в области воспитания детей;

- создание системы научно – методического сопровождения  инновационного развития Центра в области воспитания.

- конкурс разработок воспитательных мероприятий;

- количество реализованных инновационных разработок в области воспитания;

- количество внедрённых современных научных разработок в области воспитания;

- наличие системы научно – методического  сопровождения инновационного развития Центра в области воспитания.

Развитие детского самоуправления и социально-значимых инициатив обучающихся

Развитие деятельности детского самоуправления

Активизация детского самоуправления

-разработка и реализация социальных проектов посредством детского самоуправления;

- поддержка оздоровительно – образовательных программ в каникулярное время;

- поиск и внедрение эффективных форм инициативного включения обучающихся из разных групп в социально-значимую деятельность.

- доля обучающихся, включённых в детское самоуправление

- доля обучающихся, включённых в социально – значимую деятельность;

 Количество форм инициативного включения обучающихся в социально-значимую деятельность.

Развитие инициативы юных енотаевцев и вовлечение их в решение значимых проблем

Социально – полезная активность юных енотаевцев.

- развитие спектра детско – взрослых сообществ для решения значимых для них проблем;

- создание организационных мер и всесторонней ресурсной поддержки ( педагогической, информационной, научно – методической) включения обучающихся Центра в социально – значимую деятельность;

- разработка мер по выявлению и продвижению талантливых детей;

- развитие современных форм ученического самоуправления, обеспечивающих развитие созидательной инициативы обучающихся и вовлечение их в решение значимых для них проблем.

- доля обучающихся Центра, включённых в детско – взрослых сообщества для решения значимых для них проблем;

- наличие современных форм ученического самоуправления в Центре;

- наличие механизма выявления и продвижения талантливых детей и продуктов их инновационной деятельности.

Совершенствование ресурсного потенциала Центра

Создание условий для развития профессиональной компетентности кадров, работающих в Центре

Обеспечение квалифицированными кадрами.

- создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров, основанной на компетентностном подходе;

- развитие сетевого взаимодействия структур, занимающихся подготовкой и повышением квалификацией кадров:

- планирование финансовых средств на повышение квалификации педагогических работников;

- стимулирование включения педагогов дополнительного образования в научную работу;

- повышение социального статуса педагогических работников, работающих в Центре.

- наличие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров, основанной на компетентностном подходе;

- доля финансовых средств на повышение квалификации педагогических работников;

- количество мер предпринятых для повышения социального статуса педагогических работников.

Обеспечение научно – методического сопровождения образовательного процесса

Система научно – методического сопровождения инновационного развития системы дополнительного образования

- сохранение и развитие методической службы;

- разработка и реализация программ нового поколения;

- создание современных форм научно – методического сопровождения учебно – воспитательного процесса (для педагогов Центра и обучающихся);

- создание многовариантного учебно – методического комплекса к программам;

- развитие и распространение инновационного опыта работы педагогов Центра;

- создание виртуальной и электронной библиотеки учебно – методической литературы для педагогов Центра, включающей научную, учебно – методическую и справочную литературу, периодические издания.

- действующее профессиональное методическое объединение;

- наличие многовариантного методического комплекса;

-доля педагогов, включённых в развитие и распространение инновационного опыта работы.

 

 

 

 

 

 

 

5. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Наименование мероприятий

сроки, даты

ответственные

  1. Обеспечение гарантий доступности дополнительного образования детей
 

Сохранение приоритета бесплатности дополнительного образования детей, равного доступа детей к дополнительному образованию.

постоянно

директор

 

Сохранение и развитие дополнительного образования детей на базе общеобразовательных учреждений

постоянно

директор

 

Создание единого информационного поля в системе дополнительного образования детей, мониторинг состояния системы дополнительного образования детей

постоянно

директор

 

Обеспечение сельским детям равных возможностей в получении дополнительного образования, создания на базе сельских школ детских творческих объединений различной направленности

постоянно

директор, ПДО

 

Обеспечение социально – педагогической, психолого – педагогической поддержки детей в системе дополнительного образования

постоянно

ПДО

 

Проведение мониторинга по изучению спроса на услуги дополнительного образования детей

постоянно

методист

 

Создание организационно – технологической базы по изменению сайта Центра

октябрь 2017г

директор, педагог - организатор

 

Расширение возможностей получения дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья

постоянно

директор

 

Проведение родительских собраний

2 раза в год

директор

  1. Создание условий для повышения качества дополнительного образования детей
 

Консультативно – методическая работа для педагога дополнительного образования

постоянно

методист

 

Проведение учебных открытых занятий

согласно плану

ПДО

 

Совершенствование программно – методического обеспечения образовательного процесса

постоянно

методист

 

Аттестация обучающихся Центра

декабрь, май

ПДО

 

Создание и пополнение банка данных и обобщение передового опыта педагогов Центра

постоянно

методист

 

Организация работы по индивидуальным программам

сентябрь

ПДО

 

Совершенствование системы мониторинга качества учебно – воспитательной деятельности.

постоянно

методист

 

Анализ учебно – методической и воспитательной работы за прошедший учебный год и основные задачи на новый учебный год.

май - июнь

директор, методист, педагог - организатор

  1. Реализация воспитательной системы, способствующей формированию свободной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личностью.
 

Проведение массовых мероприятий различного уровня

согласно плану

директор, методист, педагог – организатор, ПДО

 

Проведение педагогических советов и заседаний методического совета по приоритетным направлениям учебно – воспитательного процесса

согласно плану

директор, методист

 

Создание и пополнение электронной библиотеки инновационных педагогических разработок

один раз в год

методист, педагог - организатор

  1. Развитие социально – значимых инициатив обучающихся
 

Организация семинаров с целью обновления содержания деятельности  учреждения, развития детского движения, совершенствования органов детского самоуправления для категории слушателей: педагоги дополнительного образования

декабрь, февраль, март, май

методист, педагог - организатор

 

Организация и проведение детских патриотических, волонтёрских акций

постоянно

педагог – организатор, ПДО

  1. Совершенствование ресурсного потенциала Центра
 

Общая и профессиональная диагностика педагогических кадров

при приёме на работу

директор

 

Диагностика потребностей педагогических кадров в повышении своей квалификации, оценка профессиональных затруднений

один раз в год

методист

 

Определение потребности в повышении квалификации педагогических кадров по вопросам новых образовательных программ

май, июнь

методист

 

Организация повышения квалификации педагогов через курсовую подготовку и самообразование.

по плану организации курсов

директор

 

Привлечение педагогов Центра к участию в конкурсных мероприятиях

в течение года

методист, педагог – организатор

 

Работа педагогов по методической теме Центра

в течение года

методист

 

Проведение серии методических совещаний – практикумов по внедрению в образовательный процесс: дифференцированного мониторинга, индивидуальных карт развития детей, мероприятий по формированию культуры здоровья субъектов образовательного процесса.

по плану

методист

 

 



  1. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ, ПОАЗАТЕЛИ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ

6.1  Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Реализация Программы развития призвана способствовать:

- позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей;

- повышению качества дополнительного образования детей;

 - расширению возможностей для творческого развития личности ребёнка;

- личностному росту обучающихся и педагогов, закреплённому в их творческих достижениях;

- повышению эффективности системы управления в Центре;

- улучшению качественного состава кадров Центра;

- увеличению количества социальных партнёров, участвующих в образовательном процессе Центра;

- формированию привлекательного имиджа Центра;

- положительной динамике роста вовлечённых детей и подростков в творческую деятельность;

- улучшению условий труда и жизнедеятельности участников образовательного процесса Центра

 

6.2. Система целевых индикаторов и показателей, характеризующих ход реализации Программы развития.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

Единицы измерения (%, баллы, количество)

Текущее значение

Целевое значение (по уч. годам)

 

 

 

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019-2020

  1. Обеспечение гарантий доступности дополнительного образования детей
 

Доля обучающихся, охваченных дополнительным образованием

%

 

32,1%

30%

 

 

 

 

Соотношение выявленных и решённых проблем доступности дополнительного образования детей

число

 

Финансирование.

Кадры: курсы, аттестация.

Учащиеся: недостаточное количество детей старшего возраста.

ФинансированиеКадры: курсы, аттестация.

Учащиеся: недостаточное количество детей старшего возраста.

Финансирование

Кадры: курсы, аттестация.

Курсы пройдены: Чернов Д.Е., Михайлова И.К.

Учащиеся: 5-9 классов 64 человека

 

 

 

Доля детей социально незащищённых групп населения, включённых в систему дополнительного образования

%

 

124 человека – 14,2%

83 человека – 10,9%

 

 

 

 

Доля социальных партнёров по решению проблем доступности дополнительного образования детей

%

Кол-во

 

6

6

7

 

 

 

Доля общеобразовательных учреждений, на базе которых открыты творческие объединения, занимающиеся дополнительным образованием

%

Кол-во

 

4

+

Филиал «ООШ с. Ивановки»

2

+

Филиал «ООШ с. Ивановки»

2

+

Филиал «ООШ с Ивановки»

 

 

 

Доля учреждений, которые включены в партнёрское взаимодействие с Центром

%

 

7

7

7

 

 

 

Наличие системы выявление запросов населения на услуги в системе дополнительного образования.

Имеется/не имеется

отсутствует

создана

реализуется

Изучение запросов на уровне детей и родителей

 

 

 

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья, включенными в систему дополнительного образования

число

 

16 человек– 5,5%

14 человек – 4,9 %

14 человек – 4,6%

 

 

 

Доля (охват) детей и подростков, относящихся к числу социально неблагополучных детей «группы риска» занимающихся в системе дополнительного образования

%

 

3 человек – 1%

-

 

 

 

2.Создание условий для повышения качества дополнительного образования

 

Доля педагогов дополнительного образования, работающих в соответствии с современными требованиями

%

 

15 педагогов

10 педагогов

 

 

 

 

Наличие новой системы оценки качества образования в системе дополнительного образования на основе компетентностного подхода

%

 

 

 

 

 

 

 

Динамика количества педагогов дополнительного образования, прошедших повышение квалификации по проблемам современной организации образовательного процесса

число

 

1

1

 

 

 

 

Доля педагогов дополнительного образования, использующих новые образовательные технологии

%

 

12

10

13

 

 

 

Количество компьютеров для педагогов дополнительного образования

число

 

0

1

1

 

 

 

Количество компьютеров для детей

число

 

-

-

-

 

 

 

Наличие электронных учебно – методических разработок

число

созданы

совершенствуются

 

 

 

 

 

Наличие действующего сайта Центра

Имеется/не имеется

создан

совершенствуется

Совершенствуется.

«Программа развития»

 

 

 

 

Наличие методики организации мониторинга качества дополнительного образования детей

Имеется/не имеется

создана

реализуется

реализуется

 

 

 

 

Доля обучающихся имеющих портфолио

%

отсутствует

отсутствует

отсутствует

Организована  подготовка

 

 

3.Реализация воспитательной системы, способствующей формированию свободной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности.

20

Наличие модели воспитательной системы Центра

Имеется/не имеется

отсутствует

создана

совершенствуется

Создано самоуправление, разработка программы «Здоровья»

 

 

 

Наличие утверждённых образовательных программ и планов их реализации

Имеется/не имеется

 

16

12

13

 

 

22

Количество педагогов дополнительного образования, участвующих в реализации воспитательных программ

число

 

15

10

11

 

 

23

Доля обучающихся, охваченных воспитательными программами и проектами

% кол-во

 

291

288

306

 

 

 

Количество родителей, участвующих в мероприятиях Центра

число

 

118

195

 

 

 

 

Доля педагогов, участвовавших в конкурсах инновационных разработок в области воспитания

%

 

-

-

 

 

 

4.Развитие детского самоуправления и социально значимых инициатив обучающихся

 

Доля обучающихся, включённых в детское самоуправление

%

 

-

-

7

 

 

 

Доля обучающихся, включённых в социально- значимую деятельность

%

 

15

15

 

 

 

 

Количество форм инициативного включения обучающихся в социально значимую деятельность

число

 

4

4

 

 

 

 

Наличие современных форм ученического самоуправления в Центре

Имеется/не имеется

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Вид ресурсного обеспечения

Направление деятельности

 

Нормативное и правовое

Формирование единой, целостной нормативной базы для создания, функционирования, развития Центра. Для реализации образовательной деятельности необходимо разработать нормативные правовые документы, которые определят:

- порядок организации научно – методической, информационно – технической деятельности;

- регламентацию сотрудничества в сфере учебно – воспитательной деятельности;

- порядок регламентации отношений межу субъектами образовательного процесса;

- порядок и механизм управления развитием Центра, порядок определения нормы труда педагогических работников.

 

Научно - методическое

- Разработка учебно – методической документации;

- методическое обеспечение учебных занятий;

- обобщение и распространение передового опыта в учебной, методической и научной работе;

- разработка мероприятий и предложений по совершенствованию образовательной деятельности;

- осуществление мониторинга учебно – воспитательного процесса, организацию выпуска методических сборников и выставок педагогической и методической литературы;

- проведение конференций, семинаров, совещаний.

 

Информационно - техническое

- обновление знаний о современных методах и технологиях, решение профессиональных задач;

- формирование банка данных о потенциальных участниках реализации образовательного процесса использованием передовых информационных технологий и последних научных достижений;

- создание банка данных о передовом опыте в сфере управления и практической реализации на всех уровнях;

- формирование фонда методических и информационных материалов по приоритетным направлениям деятельности учредителя;

- создание службы информационного и технического обеспечения, которая должна обеспечивать функционирование системы по горизонтали, решая задачи информационного обмена, анализа и выработки единых требований по подготовке кадров.

 

Кадровое

Создание преподавательскому составу условий для получения дополнительного профессионального образования и повышения квалификации. Дополнительное профессиональное образование педагогов реализуется на непрерывной основе и включает в себя педагогическую подготовку, повышение квалификации, профессиональную переподготовку для получения дополнительной квалификации, стажировку.

 

Материально - техническое

Приведение материально – технической базы Центра, предметно – развивающей среды внутри и вне Центра в соответствие с необходимыми условиями, требованиями.

 

8. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

8.1. Управление Программой и контроль за ходом её реализации.

Управление осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом Центра.

 

 Непосредственное управление осуществляет директор Центра.

 

Реализация Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:

 

-                 - перечня первоочередных работ, с распределением (разграничением, определением) направлений деятельности исполнителей, источников и объема финансирования вытекающих из системы мероприятий Программы;

 

-                 - координационного плана совместных действий субъектов образовательного процесса.

 

Ход исполнения мероприятий Программы регулярно заслушивается на заседаниях педагогического совета Центра. Заседания проводятся по завершении каждого этапа реализации Программы. Основные направления деятельности, намеченные Программой, осуществляются в соответствии с перечнем мероприятий, в котором определены конкретные мероприятия и сроки их выполнения.

 

Порядок организации выполнения Программы, ее ресурсного обеспечения и контроля хода реализации Программы устанавливается директором Центра.

 

8.2. Сбор информации для анализа результатов деятельности МБОУ ДО «Енотаевский Центр творчества» МО «Енотаевский район»

Критерии

Диагностические методики

Периодичность

Оценка учебной деятельности

изучение уровня сформированности общих компетенций

Два раза в год

Качество знаний, умений и навыков

анализ работы по полугодиям

По графику внутреннего контроля

Уровень мотивации обучающихся

анкетирование

по плану

Уровень профессиональной компетентности педагога

анкетирование

по плану

Уровень личностных достижение участников образовательного пространства

анализ результативности образовательного процесса

два раза в год

Уровень воспитанности обучающихся

Методика Капустина

один раз в год

Ценностные ориентиры и ценностные отношения

Методика Щурковой

один раз в год

Степень удовлетворённости обучающихся обучением в Центре

Анкетирование

Методика А.А. Андреева

два раза в год

Степень удовлетворённости родителей качеством образовательных услуг

анкетирование

два раза в год

Здоровье педагогов

Анализ результатов медицинских осмотров

один раз в год

Уровень взаимодействия всех участников образовательного процесса

Взаимодействие всех участников образовательного процесса определяется планом работы.

по полугодиям

 

8.3. Прогнозируемые риски, возможные способы предупреждения и компенсации их негативных последствий при реализации программы развития

Прогнозируемые риски

Способы предупреждения и компенсации их негативных последствий

Низкий уровень мотивации обучающихся

1.Создание ситуации успешности для обучающихся, участвующих в мероприятиях различного уровня, использование различных видов стимулирования их деятельности.

2.Широкая популяризация достигнутых результатов и общественная оценка труда.

Значительные затраты времени у учащихся

Эффективное планирование, организация, мониторинг успешности и оптимальный уровень эмоционально – физических затрат. Корректировка в связи с полученными в ходе мониторинга результатами процессов, определённых программой развития.

Возникновение трудностей у педагогов, внедряющих новые образовательные технологии в практику своей работы

Проведение учебных семинаров. Индивидуальных консультаций, тренингов по проблемам модернизации образовательного процесса в Центре.

Значительные затраты времени у педагогов для подготовки к занятиям

Разработка алгоритма введения модуля в образовательный процесс, проведение тренингов и консультаций по рациональному распределению времени и использование разработанных практических решений. Популяризация удачного опыта в этом направлении.

Отсутствие разработанных методик экспертизы инноваций, вследствие чего не происходит своевременной коррекции результатов инновационной деятельности.

1.Свовременная разработка методик диагностики инноваций, определение критериев самооценки и общественной оценки деятельности Центра.

2.Своевременное плановое проведение мониторинга, разработка методик обработки и анализа полученной информации.

Недостаточное использование творческого потенциала педагогов в экспериментальной работе вследствие её многоплановости и трудоёмкости.

1.Использование различных видов стимулирования  участия педагогов в инновационной деятельности.

2.Обязательная популяризация достигнутых позитивных результатов.

Отсутствие у коллектива и общественности четких представлений о ходе реализации инноваций, запланированных в программе развития

1.Обязательная своевременная систематизация полученных результатов, их аналитическое обобщение, коррекция и планирование дальнейшего развития экспериментальной работы.

2.Открытый характер проходящих инновационных проектов ( публикации, общественная экспертиза, творческие семинары, публичный отчёт и др.)

Физические и психологические перегрузки, испытываемые участниками инновационной деятельности, негативно воздействующие на эмоционально – психологический климат в Центре

1.Получение своевременной информации о целях, задачах и этапах проходящих инновационных процессов.

2.Спланированное системное психолого – педагогическое сопровождение инновационной образовательной деятельности.

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: